пятница, 1 февраля 2013 г.

Сетевой этикет

Электронные средства связи и новые технологии общения вызывают к жизни новые стереотипы речевого этикета. Так, начальная фраза в разговоре по мобильному телефону: "Ты где?" звучит нелепо, когда звонят по стационарному аппарату домой или на работу. 


Интернет-коммуникации наполнены новыми выражениями речевого этикета, в том числе молодежно-жаргонными. В связи с появлением электронной почты почти исчезает эпистолярный жанр.Тем не менее сама суть речевого этикета остается неизменным, так как входит в обычаи, традиции и ритуалы национальной языковой картины мира. 

Есть целый свод правил под названием Netiquette («сетевой этикет). Естественно, правила эти (так же как и в реальном мире) соблюдаются далеко не всеми. Кто-то не считает нужным знакомиться с ними, кто-то не знает об их существовании, а кто-то считает себя достаточно опытным и игнорирует их.

Когда вы осваиваете нечто новое, то ошибки просто неизбежны. Осваивая киберпространство, вы можете случайно, без явной причины обидеть своего собеседника. Самое грустное, что вы можете даже не заметить того, что вы обидели кого-то, потому что в виртуальном пространстве вы можете забыть, что общаетесь с живым человеком. 

Основные правила общения в сети.
Правило 1: 
Помните, что вы говорите с человеком. Тут мало только помнить, нужно иногда ставить себя на место собеседника. Чаще задавайте себе вопросы: Приятно было бы вам получить такое сообщение, которое вы только что отправили? Сказали бы вы в лицо человеку такую фразу? Помните, что ваш оппонент также может ошибиться, поэтому не спешите писать разгромные письма и истолковывать (интерпретировать) полученную информацию по-своему.

Правило 2: 
Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. В сети правила поведения так же строги, как и в реальной жизни. Ненужно тешить себя иллюзией, что вероятность быть пойманным, «нашкодив» в Интернете, ничтожна мала. Оптимальный вариант — всегда оставаться в рамках закона (как в реальном, так и в виртуальном пространстве).

Правило 3: 
Помните, где вы находитесь в киберпространстве. Смысл этого правила заключен в следующем: вы сменяете группу общения, а вместе с ней меняются и правила поведения. То, что допустимо в одной группе, могут счесть за грубость, оскорбление, неуважение в другой.

Правило 4: 
Уважайте время и возможности других. Смысл этого постулата прост — когда вы отсылаете кому-то письмо, сообщение на форум и т.д., вы претендуете на чье-то время. И потому вы автоматически становитесь ответственным за то, чтобы адресат не потратил это время зря. Прежде чем отправлять кому-либо сообщение, письмо, подумайте, действительно ли ваш адресат нуждается в нем. Если нет, то не стоит тратить ни его, ни свое время.

Правило 5:  
Сохраняйте лицо. В сети никто не видит вас, потому никто не будет оценивать вашу манеру одеваться, толщину вашего кошелька, внешность и другие подобные параметры. Зато ваши оппоненты будут оценивать то, как и что вы пишите. Начиная составлять послание, убедитесь в том, что оно ясное и логичное. Отдавайте предпочтение коротким и понятным предложениям, а также простым словам.

Правило 6: 
Помогайте другим там, где вы это можете делать. Не бойтесь обмениваться своим опытом с другими пользователями. Если же вам требуется помощь, то, отправляя вопрос на форум, не забудьте потом выложить ответы, которые прислали вам на электронную почту.

Правило 7: 
Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их. В Интернете закрепилось устойчивое название — флейм (flame), которое обозначает эмоциональное замечание, целью которого является провоцирование реакции пользователя. Сетевой этикет, конечно, не запрещает использование флеймов, так как некоторые из них могут доставлять удовольствие, как самому сочинителю, так и читателям. 

Однако следует помнить, что затянувшаяся на форуме или конференции перепалка между двумя оппонентами может вызвать негативную реакцию других читателей темы, которые зашли на форум пообщаться, а не наблюдать состязание в красноречии.

Правило 8:
Уважайте право на частную переписку. Вряд ли есть человек, которому бы понравилось копание чужих в его личной почте. Уважайте чужую тайну переписки, поскольку это не только знак хороших манер, но и гарантия того, что у вас не будет проблем по этому поводу.

Правило 9: 
Не злоупотребляйте своими возможностями. То, что вы имеете более обширные знания, или обладаете расширенными полномочиями, не дает вам право использовать их в своих корыстных целях, а также для удовлетворения своего любопытства.

Правило 10: 
Учитесь прощать другим их ошибки. Будьте снисходительны к тем, кто допускает ошибки, будь то опечатка, наивный вопрос или же неадекватный ответ. Если же вы все-таки обращаете внимание пользователя на его ошибку, делайте это корректно и непублично (в частном письме).

Итак, чтобы сделать общение в сети приятным не только для себя, но и для своих оппонентов, соблюдайте следующие правила:
  • Не забывайте, что ваш собеседник — человек. 
  • Не упрекайте администрацию сети, если кто-то из пользователей ведет себя недостойно. 
  • Осторожнее с оценками! 
  • Будьте кратки. 
  • Дорожите мнением о себе. 
  • Используйте осмысленные заголовки.
  • Думайте о читателях. 
  • Аккуратнее с сарказмом и юмором! 
  • Прежде чем отвечать на сообщение, прочитайте все предыдущие отклики. 
  • Внимательно смотрите на заголовок оригинального сообщения. 
  • Помните об авторских правах и лицензиях. 
  • Отмечайте выражения, способные расстроить других.

Комментариев нет:

Отправить комментарий