среда, 30 января 2013 г.

Речевой этикет

Эффективное общение между людьми невозможно без соблюдения правил этикета  вообще и речевого этикета в частности.

Этикет - установленный порядок поведения в определённых случаях, т.е. совокупность форм  приличий и обычаев.

Под речевым этикетом понимаются речевые средства (слова, фразы) и установленные правила поведения в тех или иных ситуациях.

Вежливый человек - это не просто тот, кто соблюдет правила вежливости, учтивости, а прежде всего тот, при котором другой чувствует себя комфортно и даже защищённо. 

Как говорят в Англии: "Джентльмен - это такой человек, с которым другой чувствует себя джентльменом".

Русский речевой этикет требует разграничивать ситуации употребления личных местоимений ты и вы.
Ты:
  • обращение к хорошо знакомому адресату;
  • обращение в неофициальной обстановке
  • обращение при дружеских, интимных отношениях между партнёрами в коммуникации;
  • обращение к равному или младшему по возрасту, статусу, собеседнику
Вы:
  • обращение к незнакомому или мало знакомому собеседнику;
  • обращение в официальной обстановке общения;
  • обращение при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату;
  • обращение к равному и старшему по возрасту и статусу адресату.
Слова приветствия и прощания можно выбирать в зависимости от той или иной ситуации общения. Выбор зависит от разных условий: близкий-незнакомец, взрослый-ровесник, утро-день-вечер.

Надо запомнить, что конечным результатом соблюдения даже самых простых правил речевого этикета является приятное, удобное, комфортное общение.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий